Влияние натуры на качество снимка
Понятно, что влияние природных условий и места съемок на качество снимка очень велико если учесть изменения погоды, времени года, различия технических характеристик съемочных камер, фотоматериалов и объектов съемки, то перед фотографом открываются самые широк возможности. Но есть ряд общих факторов, о которых должен знать любой квалифицированный фотограф. Наиболее очевидные из них — большие естественные отражатели, которые мог полностью изменить распределение дневного освещения как по контрастам, так и по направлению. Такие отражатели — песчаные, снежные, водные пространства и облака.
Песок, с присущей ему окраской — от белой до желтой, является рассеивающим, малоэффективным отражателем. Он обеспечивает подсветку теней при любом верхнем освещении и в то же время придает отраженному свету теплую окраску, что может оказаться весьма полезным при холодном (голубом) освещении.
Поскольку съемка этой дюны проводилась днем, весь снимок имеет характерный синеватый отлив. Это произошло потому, что белый цвет песка хорошо отражает падающий на него свет (а днем небо имеет сильно выраженный голубой цвет).
Снег — наиболее эффективный нейтральный естественный отражатель, не сообщающий отраженному свету никаких цветовых оттенков. Благодаря этому свойству свет голубого неба, отраженный снега, может придать изображению чрезмерную голубизну. Этот эффект можно исправить, используя при съемке светофильтры, а при печати — соответствующую цветовую корректировку.
Вода действует как отражатель, если свет падает на ее поверхность под углом 42° и менее, но только в тех случаях, когда поверхность воды расположена между источником света и объектом съемки. Если при этом поверхность воды гладкая, то она отражает свет подобно зеркалу, а любо: волнение на водной глади меняет распределение отраженного света.
Чтобы избежать проблем, связанных с отражающей способностью снега, надо использовать светофильтры при съемке, а также световую корриктировку при печати.


Облака, обычно играющие роль громадных рассеивателей, становятся отражателями, когда боковая поверхность обращена к солнцу. Это случается довольно часто, поскольку облако, подобно айсбергу, обычно весьма протяженно по высоте. Огромные белые кучевые облака выглядят белыми, потому что они освещены солнцем, а не потому, что солнечный свет проникает сквозь ни Они, так же как и снег, являются нейтральными отражателями. Облака обычно нейтрализуй избыток голубого цвета, поскольку отражают солнечный свет, а не свет голубого неба. Небе вереницей больших белых облаков и ярким солнцем обеспечивает прекрасный цвет и контраст освещения.
В данном случае вода выступает как источник контрового освещения.
Сочетание водной поверхности и бегущих по небу облаков дает превосходную игру света и тени. Чтобы избежать проблем связанных с отражающей способностью снега надо использовать светофильтры при съемке, а также световую корректировку при печати.
Отражающая способность воды широко используется при съемке живописных видов.
По мере приближения грозового фронта быстро меняется освещение. В это время следует быть особенно аккуратным с экспозицией, так как колебания в освещенности могут достигать нескольких ступеней.
Всем известно, какой красотой и гармонией обладают снимки с изображениями радуги. Но как поймать радугу? Ловить ее и не требуется. Надо только знать механизм образования радуги и ряд простейших закономерностей, чтобы самому достаточно точно заранее предсказать, где и в гаком примерно виде она появится на небосклоне. Как известно, радуга образуется в результате прохождения света сквозь дождевые капли. Сочетание дождя и света нетрудно обнаружить пр- приближении или удалении грозового фронта.
Однако радугу можно увидеть не в любое время дня. Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо четко представлять механизм существования радуги. Если, наблюдая за радугой, вы станете к ней лицом, а к солнцу спиной, то мысленно проведите линию проходящую от солнца через ваш зрачок, пересекающую землю и выходящую дальше за ее пределы в космос. Радуга представляет собой кольцо, ось которого совпадает с этой линией. Как правило, нижнее полукольцо скрыто о~ нас за пределами земли (за горизонтом) и мы всегда наблюдаем только верхнюю часть. Если мы проведем линию через вершину верхнего полукольца радуги и наш глаз, то угол между ней и осью радуги составит примерно 42° (при наличии второй радуги угол составит 51°). Поскольку этот угол полностью определяется положением солнца над линией горизонта, то чем выше оно поднимется над горизонтом, тем меньше будет этот угол и наоборот. Вот почему, в то время дня, когда солце находится в зените, мы никогда не сможем увидеть радуги.
Присутствие радуги на этом фотоснимке придает ему дополнительный эмоциональный заряд. При правильной съемке радуги фотоснимок окажется очень эффектным и красивым.
Если вы снимаете радугу на фоне предгрозового неба, то это сделает ваш снимок особенно эффективным и придаст ему своеобразный драматизм.
Влияние натуры на качество снимка