Особенности работы экспонометров

Замеры могут производиться либо в падающем, либо в отраженном свете. Замеры в падающем свете самые точные и дают правильную картину освещенности объекта, но для этого надо поместить экспонометр туда, где находится объект и повернуть его в сторону камеры, что не всегда возможно. В большинстве случаев замеры производятся по отраженному свету, например встроенным в камеру экспонометром. В связи с этим возникает ряд сложностей. Все экспонометры настроены в соответствии с предположениями, что от объекта отражается 18% света (среднесерый объект) — это подходит для большинства стандартных ситуаций, однако если весь кадр занимает черный или белый фон, то на снимке в результате получится серый фон. И в нестандартных ситуациях фотограф сам должен решать, как скорректировать предлагаемую экспонометром величину, чтобы получить желаемый результат. Для упрощения этой задачи в ряде камер существуют следующие виды замера.

24d94c4093b0
При установке каждого следующего по возрастанию значения диафрагменного числа, площадь отверстия уменьшается в 2 раза, и таким образом для прохождения того же самого количества света через объектив требуется вдвое большая выдержка.

Интегральный, матричный, многозональный, оценочный и т.п.  Смысл его в том, что кадр разбивается на зоны (от нескольких зон в камерах начального уровня, до 21—35 зон в камерах с развитой автоматикой). Далее встроенный компьютер анализирует результаты и рассчитывает правильную экспозицию. Например, у Nikon F5, 1005 датчиков и встроенный color-meter. Этот тип замера наиболее универсален. Обычно он работает совместно с системой автофокусировки, особенно это важно при многоточечном авто¬фокусе, благодаря такой интеграции появляется возможность выделить главную зону кадра. Также при таком замере возможен учет расстояния до объекта съемки (расстояние также берется из системы автофокусировки).
Центрально-взвешенный (средневзвешенный) замер (замер по всему полю с приоритетом центра). Смысл его в том, что 20% центральной зоны кадра дают 80% экспозиции (20% центральной зоны имеют 80% вес в экспозиции), 80% нецентральной зоны дают 20% экспозиции. Иногда используется соотношения 25/75, 30/70, 40/60. В некоторых камерах можно задавать различные соотношения. Этот тип замера широко использовался раньше, и к нему многие привыкли, так что он оставлен в том числе и для совместимости.
Точечный замер. Замер производится по зоне в 2,5—3% от площади кадра, иногда пишут, что размер зоны около 3 мм (в видоискателе). Нужен для съемки сюжетов со сложными световыми условиями. Его эффективность сильно зависит от того, какая оптика используется. Точечный замер не заменяет собой внешний spot-meter (зона в один градус) или экспонометр (подобные устройства рассмотрены ниже), но бывает очень полезен при оперативной съемке и обеспечивает хорошую точность. В случае многоточечного автофокуса возможно совмещение точечного замера с точкой фокусировки, то есть точечный замер будет осуществляться не только по центральной зоне кадра.
Частичный замер. То же, что и точечный, но имеет зону размером 6—9 %, «изобретен» Canon для бюджетных камер. Большой размер зоны сильно ограничивает его использование, особенно в случае широкоугольной оптики.
Многоточечный замер. В этом случае при съемке одного кадра осуществляется несколько точечных замеров, затем берется среднее показание этих замеров. Такой замер очень эффективен для сюжетов с большим диапазоном световых условий.
Давайте рассмотрим их более детально. При центрально-взвешенном (средневзвешенном) замере яркость не просто равномерно усредняется по всей поверхности кадра, а отдается некоторое предпочтение его центральной зоне, где, как правило, находится наиболее важный сюжетный элемент . Это вполне оправдано: снижается, например, влияние на экспозицию слишком яркого неба, которое при обычных композициях располагается в верхней части снимка. Часто, особенно для контрастных сюжетов, эти боковые зоны изображения вообще полезнее исключить из измерения. Такой замер по центральной зоне снимка называется частичным, его границы обычно обрисовываются в видоискателе более или менее широким кругом на фокусировочном экране. Естественно, что и этот замер будет тем более «правильным», чем ближе коэффициент отражения попавших в зону замера деталей к уже упомянутым 18%.

70aedfe9a4e4
Центральный тип замера просто незаменим в ситуации, когда композиция кадра встраивается вокруг определенного объекта.
В данном случае необходимо было получить правильную экспозицию этого экзотического фрукта, ставшего вдохновителем этого снимка.
Макрофотография является другой важной областью применения центрального типа замера.
d93c97d0fac4
322b14b8484b
Центральновзвешетый замер. Центральной части придается 75%, а всему остальному кадру 25%.
В условиях направленного освещения, когда нас интересует небольшой яркоосвещенный объект на темном фоне, наилучшим выходом является использование точечного замера.
8ce5b5f14b4c

Наконец, могут быть и очень сложные сюжеты. Представьте себе театральную съемку: яркие световые пятна прожекторов, фигура артиста освещена ими, а все остальное — почти в полном мраке. Средневзвешенный замер ошибется сильно — ведь яркие пятна занимают ничтожную долю всего кадра. Но фотограф заинтересован в том, чтобы именно актер был проработан правильно, фон может быть и сильно недодержан. Поэтому для удачного снимка приходится определять экспозицию по фигуре актера, пренебрегая всем остальным. А фигура эта на кадре мала, и, чтобы «ухватить» только ее, нужно сильно уменьшить угол чувствительности приемника — от всего кадра до каких- нибудь 3—5°. А это как раз и позволяет сделать точечный замер, в профессиональных камерах он стал почти обязательным. Только он позволяет определять экспозицию по главной детали сюжета, но... и здесь обязательно, чтобы эта главная деталь имела 18% отражения.
Наиболее прогрессивным на сегодняшний момент является все-таки интегральный, многозонный или матричный замер, иногда он называется сотовым по форме отдельных чувствительных полей в некоторых моделях камер. Смысл его прост, а эффективность, как и других видов автоматики, все-таки не абсолютна. В матричном режиме экспонометр определяет одновременно несколько (иногда до 16) точечных или частичных замеров в разных частях кадра. Значения эти передаются в микрокомпьютер камеры, который сравнивает их (вернее, их соотношение, характеризующее контраст сюжета) с несколькими тысячами (а иногда и десятками тысяч) стандартных сюжетов, занесенных в его память при создании. На основании такого сравнения он как бы делает вывод о том, что в сюжете главное, по какой его части следует определять экспозицию, а какими частями можно пренебречь вообще или учесть их, так сказать, в ослабленной пропорции. Для наглядности — пример. Снимается портрет в контровом освещении, фигура достаточно темная, а сбоку прямо в объектив бьет сильный луч прожектора. Одна из матриц реагирует на этот луч, другая (или другие) — на саму фигуру. «Память» камеры говорит экспонометру, что такой яркий источник не может быть главным элементом замера и реагировать нужно на более темные, расположенные в центре детали. Экспозиция будет отработана по фигуре человека, а не по прожектору. Матричный замер приобрел особый смысл (и особое удобство) в автофокусных камерах с несколькими зонами автофокусировки. В этом случае (если фотограф не перейдет на принудительное управление) автоматика камеры выберет зону экспозамера, совпадающую с зоной автофокусировки, то есть экспозиция будет определяться по тем деталям сюжета, по которым производится наводка на резкость. Используя все эти замеры, следует помнить, что камера всегда считает все объекты среднесерыми и вы сами должны принять решение и вручную ввести экспокоррекцию, иначе результат вас не устроит: ведь снимки, снятые ночью, будут выглядеть дневными или ослепительно белый снег будет грязно-серым. Как практически решается эта проблема, мы поговорим в разделе, посвященном экспокоррекции.

e86c6aedae47
Точечный замер. Область измерения ограничена небольшой частью видоискателя, как правило от 1% до 3% площади кадра. В некоторых случаях используется частичный замер — до 10% площади кадра.
3d916fb4e5f3
Пример одного из способов разбивки фотоэлемента на зоны с помощью экспонометра в матричном режиме.