Экспозиция
Одной из самых замечательных возможностей, которые только могут присутствовать в вашей ЦФК является автоматическая установка экспозиции. То, что ваша камера сама автоматически определяет уровень освещенности и в соответствии с ним устанавливает скорость срабатывания затвора и диафрагму, особенно остро чувствуется, если до этого вы работали с фотоаппаратом без автоматики. А теперь у вас полная свобода действий, позволяющая сосредоточиться только на снимаемой сцене. Это просто необходимо при фотосъемке динамичных сюжетов, когда нет времени на ручную настройку ЦФК.

Однако не всегда можно доверять автоматической системе установки экспозиции. Автоматика работает превосходно в большинстве ситуаций, но не во всех. И это очень важно иметь в виду. Некоторые условия освещенности сбивают систему автоматической настройки, после чего мы получаем либо недодержанные (очень темные) либо передержанные (очень светлые) изображения. И хотя их затем можно «вытянуть» в различных программах редактирования изображений, но часть информации при этом будет потеряна. Поэтому добиться качественного отображения текстуры снятых объектов или других мелких деталей в этом случае будет практически невозможно. Следовательно, при съемках в нестандартных ситуациях лучше всего установить экспозицию самому.
А так как отклонение от стандартных сюжетов совсем не редкость (зимние пейзажи, съемки в лесу или интерьере и многое другое), умение корректировать экспозицию очень важно для фотографа, потому что только так он сможет получить качественные снимки.

Экспонометрия
Зрение — одно из важных чувств, благодаря которым мы воспринимаем окружающий нас мир. И одно из непременных условий силы и тонкости этого восприятия — это наличие света. Свет, падая на объект съемки, выявляет его форму и фактуру поверхности. Отражаясь от поверхности объекта, свет меняет свои характеристики, сообщая нам такие визуальные параметры, как его цвет и тон. Отраженный от объекта свет воспринимается сетчаткой наших глаз, а дальше зрительная информация поступает в мозг.
Точно так же и в фотографии: свет — самая главная составляющая. Огромное количество информации, которое несут в себе параметры окружающего нас света — его направление, интенсивность, цветовые характеристики отпечатывается на пленке в виде изображения.
Но для того чтобы превратить эту информацию, в изображение, нужно световой поток правильно воспринять. В этом деле сетчатка глаза и пленка (или матрица цифрового фотоаппарата) выполняют аналогичные роли. Но на этом сходство заканчивается.
Природа, создавая зрение человека, потрудилась на славу. Наши глаза удивительно легко приспосабливаются к любому уровню освещенности, к любому соотношению его спектральных составляющих. Поэтому нам не нужно постоянно таскать с собой набор темных и цветных очков для «подгонки» чувствительности глаза к параметрам действующего освещения. Больше того, мы даже обычно и не задумываемся над параметрами света, окружающего нас — наше зрение адаптируется практически к любому свету, не теряя способности выделять даже незначительную разницу в яркости или окраске различных предметов.
Фотопленка и матрица цифровой камеры не обладают такой гибкостью, как человеческое зрение. Они не настолько сложны, не умеют адаптироваться к меняющимся световым условиям, не умеют выделять из всей информации, которую несет свет, лишь ту, что будет полезна в восприятии окружающего мира.
Все это приводит к некоторому парадоксу — зрение человека оперирует относительными величинами (светлее-темнее), а фотопленка и матрица реагируют на величины абсолютные. Но ведь от фотографии мы хотим получить впечатление, близкое к тому, что мы видим глазами, а не просто фиксацию абсолютных уровней яркости объекта съемки. С другой стороны, приспособляемость нашего зрения к меняющимся условиям освещенности не дает нам возможности ПЗС-матрицы: для определения абсолютного уровня яркости объекта, чтобы экспонировать матрицу в соответствии с ее характеристиками, наше зрение не подходит.

Поэтому точное измерение характеристик света — одна из ключевых задач в фотографии.
На заре фотографии фотографы, не имея точного инструмента для измерения мощности света, вынуждены были использовать многократные пробы, набирая и оттачивая опыт эмпирической оценки на глаз яркости и цветовых характеристик света.
Этот опыт со временем трансформировался в табличные и дисковые экспонометры, которые позволяли с большей или меньшей точностью оценить параметры света, исходя из множества
В то время как мы воспринимаем черные и белые квадраты этой шахматной доски (а),
цифровая камера видит только усредненное серое значение (б).

учитываемых таблицей факторов — начиная от географического местоположения, времени и характера облачности в момент съемки и заканчивая визуальными характеристиками объекта съемки. Но таблицы, не зря получившие очень широкое распространение среди фотографов в первой половине XX века, хоть и не давали сделать серьезную ошибку при выборе параметров экспонирования пленки, но также не давали полной уверенности в правильности оценки уровня освещенности. Все-таки вычисление этой величины по косвенным признакам далеко не так точно и надежно, как прямое измерение.
Настоящую революцию в фототехнике произвело появление электронного экспонометра. С этого момента уже можно было говорить о точном измерении света, о точном экспонировании пленки. Конечно, первые модели экспонометров были велики, не слишком удобны и обладали малой чувствительностью. Но ведь главное — это начало. В дальнейшем экспонометры становились меньше в размерах, точнее, чувствительнее, удобнее в использовании.
Однако носить с собой одновременно аппарат и экспонометр не всегда удобно. Тем более что размеры электронных компонентов, входящих в состав экспонометра, уже могли помещаться внутри корпуса фотоаппарата. Таким образом, постепенно экспонометр— верный помощник фотографа — перестал быть отдельным прибором и интегрировался в конструкцию фотоаппарата. И сейчас фотоаппарат, не оснащенный встроенным экспонометром, трудно себе представить. Оно и понятно, ведь иметь все время под рукой столь необходимую в процессе фотосъемки вещь как экспонометр — весьма удобно.
Часто встроенный в аппарат экспонометр настолько сильно «врастает» в конструкцию аппарата, что становится уже достаточно сложно (а порой — даже невозможно!) разделить, например, экспонометр и схемы управления затвором и диафрагмой.
Развитие и совершенствование встроенных в фотоаппараты экспонометров прошло длинный и сложный путь, чтобы подойти к нынешнему высокому уровню.
Громоздкие, малочувствительные и ненадежные системы с фотоприемником в виде селенового фотоэлемента сменились более точными, компактными и долговечными экспонометрами на CDS-фоторезисторах. Чуть позднее благодаря замене фоторезистора на кремниевый фотодиод значительно повысились быстродействие, чувствительность и точность встроенных экспонометров, а переход к измерению света по системе TTL (Throw The Lens — через объектив), когда датчик экспонометра располагается внутри аппарата (за объективом), позволил наилучшим образом согласовать поле измерения экспонометра с полем зрения объектива, и, в то же время, автоматически учитывая влияние всех надетых на объектив насадок и светофильтров, избавил фотографа от сложных расчетов при съемке в крупном масштабе. TTL-замер упростил работу и в том случае, когда светосила объектива — величина непостоянная, как например в случае объективов с переменным фокусным расстоянием (zoom-объективов).
Встроенные экспонометрические системы аппаратов стали еще более совершенными: в фотоаппарате появился встроенный микропроцессор. Благодаря этому появилась возможность разбить все поле кадра на отдельные зоны, снабженные каждая своим датчиком, а результаты измерений по отдельным зонам предоставить «осмысливать» программе, управляющей процессом экспонирования. Первым аппаратом с такой системой экспонометрии стал Nikon. Совершенствование систем многозонного измерения экспозиции продолжается и сейчас. Возрастает мощность встроенного в фотоаппарат микрокомпьютера, увеличивается объем памяти, где хранятся наиболее часто встречающиеся варианты распределения яркости по кадру. Увеличивается количество зон, на которые разбита площадь кадра, например существует 35-зонный замер аппаратов Canon EOS7D и Canon EOS700. Еще больше поражает воображение 1005-зонный экспонометр фотоаппарата Nikon, позволяющий регистрировать не только распределение яркости по площади кадра, но и анализировать это распределение с учетом цвета объектов, попадающих в кадр. И теперь встроенный экспонометр многих современных фотоаппаратов представляет собой сложнейшую систему, которая позволяет даже при работе в полностью автоматическом режиме получать достаточно высокий процент правильно экспонированных кадров.
Экспонометры могут отличаться по сложности и точности, но все они основаны на измерении освещенности фотоэлементом, преобразующим свет в электрический ток. Замерив освещенность, прибор показывает необходимые выдержку и диафрагму в зависимости от светочуствительности используемого фотоматериала (ПЗС-матрицы).